И наоборот — нет ничего страшнее быть прилюдно пристыженным. Этот кнут — самый жестокий после угрозы жизни и здоровью: он деморализует и лишает воли. Социальные эксперименты показали, что даже логические доводы ничто перед страхом быть осуждённым толпой. Получить выговор в кабинете — неприятно, но с кем не бывает. А вот висеть на доске позора — нет уж, лучше поработаю как следует.
Поэтому прилюдно озвучивать чужие ошибки не самый человечный способ. Но как же тогда мотивировать сотрудников их не совершать?
Миллиардер-финансист Рэй Далио советует брать курс не на безупречность, а на постоянное саморазвитие, “создав корпоративную культуру, в которой допустимы ошибки, но недопустимо не учиться на них”. Добавим к этому концепцию взаимопомощи — и получится сплочённая команда, которая работает на результат (с учётом всех вышеперечисленных принципов).
Ведь как ни крути, “вместе мы — сила” не просто красивые слова. Это эволюционный механизм, который позволил нам стать главенствующим видом на планете. И прислушиваясь к голосу инстинктов (и далёкого палеолита), мы учимся выстраивать естественные здоровые отношения, не противоречащие нашей природе.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Не карать за ошибки, а побуждать учиться на них. Акцентировать внимание на задаче, а не на проблеме. И конечно же, не забывать о силе взаимопомощи и поддержки. Ведь вместе мы — сила.
Вести за собой целое племя — невероятная ответственность. И единой магической формулы не существует. Но у нас есть 12 уроков для заклинателей бизнеса от человека, превратившего маленькую компанию в целый холдинг и уже 12 лет стоящего у его штурвала. Это Наталья Василевская, наш фантастический управляющий. А в качестве бонуса за то, что вы дочитали до конца — ещё три совета от самой Натальи, которые помогут вам построить здоровые взаимоотношения внутри компании. Стая копирует вожака — так было всегда. И в первую очередь лидер задаёт пример своей команде. Если ему что-то не нравится в группе, в которой он находится — это либо происходит по причине “вредителей”, либо ему пора задуматься, какой пример подаёт он сам.
И очень помогает накопленная со временем оргполитика. Если, допустим, вы наблюдаете, что менеджер провалял дурака целый час — никому не звонил, ковырялся в телефоне, — это уже можно включать в оргполитику. У нас в компании, например, есть градация нарушений: - Преступление не сдержать обещание, данное клиенту. Или быть свидетелем, но промолчать — и т. п.
- Большие нарушения: категорически нельзя красть, обманывать, воровать деньги, расходовать их без согласования с начальством — вроде бы очевидные вещи.
И ошибки, которые люди могут иногда допускать. И мы всегда говорим, что их прощаем. А вот преступления и нарушения — уже другой вопрос. Но чтобы понимать, что допустимо, а что нет, человек должен быть этому обучен — ведь люди приходят совершенно разные: у всех разное воспитание, разный опыт. Не всех мамы учили, что воровать нельзя, или не до всех дошло.
И группу в любом случае приходится воспитывать. Как? Прививая понимание, что можно делать, а что нельзя. Обучать устно (например, собирая их вместе) или письменно. Либо показательным путём — увольнениями, штрафами, своим примером.
Резюмируем: Группа копирует лидера, поэтому ему нужно начинать с самого себя — с вопроса, какой пример подаёт он людям.
Резюмируем: Опыт компании со временем накапливается, и из него можно сформировать правила компании. И есть нарушения серьёзные, средние и простительные.
Резюмируем: Людей нужно постоянно обучать — в устном, письменном виде и через показательный пример. Потому что на берегу не все сразу одинаковы. Не все согласны с тем, что можно, а что нельзя.
Наш опыт-вам:
Казнить нельзя помиловать