Как блокчейн-игры меняют российский бизнес: реальность и перспективы

Петр Ткачев

Автор и редактор в проекте «Ход матрёшки»

2022 год уже заканчивается, а всё ещё не перестаёт нас удивлять. Этой осенью “Яндекс Плюс” запустил мобильную игру “Плюс Сити”, где игроки не просто развивают свой виртуальный город, но и получают реальные бонусы в процессе. Это баллы, которыми можно оплачивать поездки в такси, покупки и заказы.

Следом за ними на предпраздничной волне Альфа-Банк запустил свою игру в стиле адвент-календаря. Всего несколько кликов — и кэшбэк или денежный приз уже фактически у вас на карте (если улыбнётся удача). Для клиентов банка это приятный сюрприз от Дедушки Мороза, а для нас — важный показатель: блокчейн-игры уже начали интервенцию в российский бизнес.

Автор статьи:
Блокчейн (blockchain — цепь блоков) — это цифровая база данных, в которой информация хранится в виде блоков и, как в ДНК, все операции внутри системы складываются в цепочки, намертво связанные между собой специальными ключами (хэш-функцией). Поэтому эти данные невозможно изъять, заменить, удалить, не нарушив целостности всей “ДНК”. К тому же они хранятся одновременно на множестве узлов по всему миру (речь иногда идет о миллионах точек), что обеспечивает повышенную безопасность и прозрачность всех операций.

Расставим точки над "ё"

К чему мы привыкли? Если играем в игры, то одностороннего формата: платим разработчикам за развлечение. Если используем программы и сервис, та же история — платим за возможность использовать. Блокчейн-же протягивает руку клиентам, приглашая их к взаимовыгодной сделке: “Зарабатывай и ты на нас”. По сути, кэшбэк как явление уже подготовил почву для прихода блокчейна. Всё больше людей входит во вкус, и давление внешних обстоятельств только ускоряет эти изменения.

Но блокчейн в наших краях — зверь менее изученный. Чтобы у нас с вами не возникло недопонимания — расставим точки над “ё”:
Если поначалу блокчейн использовался только в контексте криптовалют, то сейчас он встраивается в экосистему разных сфер бизнеса, потому что это удобно. И не стоит недооценивать прогресс: ещё 30 лет назад Интернет был экспериментальной площадкой, а сейчас жизнь без него кажется чем-то сверхъестественным. Блокчейн — его не менее амбициозный брат: он уже перерос статус лабораторного образца и начинает набирать обороты. Это песочница необозримых возможностей для разработчиков. Но обо всём по порядку.
В 2020 году специалисты Deloitte, одной из крупнейших аудиторских компаний, опубликовали масштабное исследование блокчейн-феномена в 14 странах. Участвовало 1500 руководителя. Из них
  • 88% были уверены, что блокчейн станет мейнстримом;
  • 83% — что без блокчейна они потеряют конкурентное преимущество.
На всём трёхлетнеме срезе (опрос длился с 2018 по 2020 г. г.) прослеживалась очевидная динамика: процент сторонников блокчейна рос каждый год.

В 2022 году аналитики Newzoo пообщались уже с самими пользователями — что люди вообще думают о блокчейне? Оказалось, у многих просто нет понимания, как он работает — поэтому им проще с ним не связываться. На вопрос “Как сделать блокчейн популярнее и дружелюбнее?” чаще всего отвечали:
  • уменьшить “плату за вход”;
  • побольше рассказать о том, что это и как работает;
  • адаптировать под тех, кто не дружит с компьютером;
  • разнообразить контент какими-нибудь интересными фишками;
  • сделать стабильную внутриигровую экономику.
Лишь 7-8% игнорирует блокчейн в принципе. Т. е. 90% “с хвостиком” — это, по сути, потенциальные пользователи.

Что говорят статистики?

И хотя Запад шагает по направлению к блокчейну увереннее всех, Россия на третьем месте по числу патентных заявок на блокчейн-технологии после США и Китая. И не забываем, что основатель одной из крупнейших мировых блокчейн-платформ Ethereum — Виталик Бутерин, гений из Коломны. А русская блокчейн-игра Waves Ducks стабильно входит в двадцатку лучших NFT-маркетплейсов мира. Её создатель Владимир Журавлёв теперь в списках Forbes.
















Свои силы в этом деле пробуют не только Альфа-Банк, но и киностудия “Союзмультфильм”. Этой осенью они объявили о создании NFT-игры для привлечения более взрослой аудитории. Уже заключён договор о совместных разработках с блокчейн-платформой Polygon, пообещавшей инвестировать в проект более 4 млн долларов. А токенами, которые можно будет конвертировать в деньги, станут всем знакомые герои “Союзмультфильма”.

Те же Polygon участвуют и в разработке программы для Starbucks, которая запустит торговлю цифровыми предметами. Покупателей ждёт уникальная атрибутика за “марки” (токены Starbucks), интерактивные игры, задания, прохождение которых позволит немного подзаработать — и кофеманам, и кофеделам, естественно.

ВКонтакте тоже не отстают от моды: они уже запустили свой NFT-сервис и обучающий курс о его функциях и возможностях. Теперь каждый сможет привязать к аккаунту свой криптокошелёк, создать собственный токен и разместить его на NFT-маркетплейсе. Активная работа над последним ещё идёт.


А что у нас, в России?

[Шпаргалка] NFT (non-fungible token), илиневзаимозаменяемый токен, это цифровой слепок вашего уникального актива: картинки, песни и т. д. Токен становится единицей цифровой валюты, которую можно обменивать на реальные деньги. На её базе вы строите экономическую систему внутри своей игры. Далее создаёте игровую вселенную с экономикой на основе NFT, приглашаете туда пользователей — и если вы всё рассчитали верно, они начинают сами раскручивать это колесо.

Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмме. Не пропускайте наши образовательные статьи Ход Матрёшкой

Подписаться на рассылку:

Звучит, конечно, заманчиво, но и этот океан возможностей не без подводных камней. Минусы блокчейна:
  • риск интернет-мошенничества (+ “необратимость транзакций” = “боль”),
  • высокие затраты на поддержание системы,
  • волатильность цифровых активов,
  • зачаточный уровень нормативно-законодательной базы (но мыслительные работы ведутся).




Предупреждён значит вооружён

К тому же не все страны положительно относятся к блокчейну. И прежде чем объявлять о себе на весь мир, неплохо бы заранее изучить потенциальную аудиторию — во избежание будущих проблем.
Действовать нужно аккуратно в любом случае: правовая этика в этой сфере ещё только формируется. И лучше привлечь высококлассных юристов к составлению пользовательских соглашений, чтобы потом не попасть в ловушку “а вы здесь написали вот это, поэтому по закону должны мне…”

Но не спешите закрывать страницу, сейчас самое вкусное — плюсы блокчейна:
  • защищенность от несанкционированного доступа к персональной информации,
  • безопасное взаимодействие и обмен данными,
  • прозрачность и возможность отслеживать все операции,
  • взаимодействие с клиентами и партнерами в любой точке планеты (где есть Интернет, конечно),
  • взаимовыгодные отношения с пользователями (прибыль и нашим, и вашим),
  • возможность монетизировать творчество.
Кстати, художники, музыканты и их поклонники уже активно осваивают просторы виртуальных вселенных, устраивая в них цифровые галереи, аукционы и вечеринки. И картины становятся токенами, а токены — очень неплохими суммами, которые падают на реальную кредитку.



Хорошо, с концепцией заработка в игре (play-to-earn) более-менее разобрались, но это далеко не единственный вариант. Есть ещё:
Кстати, о движении. Речь идёт о настоящей блокчейн-обуви. Это NFT-кроссовки Stepn, которые фиксируют количество шагов и скорость бега и награждают за это токенами. Хочешь получать деньги ещё и за прогулки вразвалочку — возьми кроссовки подороже. Разработчик утверждает, что активный образ жизни позволит окупить их уже за 48 дней. Совсем недавно, летом 2022 года, их даже пытались продавать у нас на Avito.

Как мы видим, блокчейн прекрасно чувствует себя в абсолютно разных сферах нашей жизни. И современные разработчики только-только поднимают голову, пытаясь первыми занять свободную нишу. Поэтому фантазия и креативность нам в помощь.

А сейчас пара слов о “финальном боссе” на этой арене — конкурентов нужно знать в лицо.

Это один из гигантов блокчейн-индустрии. Знакомьтесь: вьетнамская студия Sky Mavis и их NFT-игра Axie Infinity. Особую любовь к ней питают филиппинцы. Когда мир накрыла пандемия, они начали создавать гильдии, чтобы зарабатывать в тандеме с другими пользователями. Предоставляя игровые активы в аренду, получая пассивный доход от хранения токенов (это называется “стейкинг”), за месяц они умудрялись заработать даже больше, чем сидя у себя в офисе.

И выгодно это было для обеих сторон. Ведь чем больше сделок, тем полнее кошельки разработчиков: за продажу токенов они всегда откусывают свой процент. Результат потрясающий: к 2022 году игра насчитывает уже 2,8 млн уникальных IP-адресов, и Axie Infinity становится первой NFT-игрой, чей объём продаж достиг планки в 4 млрд долларов.

Ешь, ходи, спи и зарабатывай. И кроссовки не снимай!

Final Boss

Токеномист-профессия будущего

Токеномика — плод любви “токена” и “экономики” — важнейшая наука для всех, в чьем бизнес-плане есть слово “блокчейн”. Ведь токены — один из главных инструментов стимулирования пользователей. (Тема обширная, достойная отдельной статьи. Здесь коснёмся лишь пары моментов.)

Токены бывают разные. Есть вшитые в геймплей и напрямую на него воздействующие: хочешь создать нового героя — купи токен. Хочешь заработать, продай токен тому, кому нужен новый герой.

И есть так называемые “токены управления”, позволяющие игрокам принимать участие в развитии игры и влиять на дальнейшие решения разработчиков. В общем, цифровой аналог инвестиций и акций.

А ещё бывают цифровые вклады под проценты — вспомните про стейкинг и предприимчивых филиппинцев.

И вся токеномика, по сути, клон финансовой системы, только в виртуальном мире, из которого вы можете слепить всё что угодно. Вплоть до целой метавселенной, где люди полноценно живут, общаются, женятся, работают и даже что-нибудь вдохновенно творят.

И шутки шутками, а может, однажды сбудется классическая геймерская мечта: жена — мужу воинственно: “Опять весь день играешь!”
А он ей: “Вообще-то я весь день зарабатываю”.

Кстати! Если вы уже ломаете голову, как найти и распознать хорошего токеномиста или блокчейн-разработчика, загляните на наш курс “Эффективный найм”. Это ваше зелье мудрости и прирост опыта в одном флаконе. Сами изготовили, попробовали, в качестве уверены. (Есть в разном литраже.)
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить
В рассылке «Ход Матрёшкой» собраны лучшие темы бизнес-креативной индустрии