Бизнес и нейрофизиология: стиль мышления — ваш ключ к эффективной работе

Автор статьи:

Рассказываем, как подружить свой (и чужой) образ мышления с работой, тайм-менеджментом и коллективом — и извлечь из этого максимальную пользу.

Многие пособия по тайм-менеджменту и советы известных и неизвестных коучей, как правило, нацелены на определенный типаж людей. Для кого-то они становятся панацеей, но остальные в поисках самореализации продолжают натыкаться на невидимые стены: «Я же всё делаю правильно. Почему у соседа по парте/опенспейсу это работает, а у меня нет? Чем я хуже?». И эпидемия сверхзанятости только усугубляет эту дилемму.

Но все мы разные, и у каждого из нас свой способ мышления — что часто даже не учитывается насаждаемыми системами. Карсон Тейт, эксперту в области повышения продуктивности, удалось откопать решение этой извечной проблемы. В нашей статье мы озвучим основные идеи её методики.

Мы привыкли рассуждать о «правополушарных» и «левополушарных» людях, но наш мозг устроен куда сложнее. Уже давно доказано, что нет оснований для столь жёстких разграничений. Каждое полушарие отвечает за невероятный набор функций, которые гирляндами зажигаются в ответ на входящие задачи — и эти лампочки могут быть разбросаны в самых разных областях мозга.

Поэтому куда правильнее говорить о разных моделях когнитивного стиля мышления, которые нас отличают. Это всё равно что разные платы в компьютере. Для удобства их упростили до четырёх шаблонов. Кому-то ближе строго один тип мышления, а у кого-то в связке работают сразу два из четырёх. В общем, каждый комбинирует их по-своему.

Возможно, в этих описаниях вы узнаете не только себя, но и своих коллег и родных. Итак…

Их суперсила: аналитическое мышление, железная логика, целеустремлённость и последовательность, умение расставлять приоритеты.
Дайте им факты, цифры, что-нибудь проанализировать, наметить стратегию — и они будут счастливы. Их речь, как и поток мыслей, отличается лаконичностью, чёткостью, уверенностью и логичностью. Их рабочее пространство — эталон функциональности и минимализма. Чистота и порядок буквально помогают им думать.

Приоритетчики не переваривают: бессмысленную болтовню, нечёткие инструкции, перенесение личных чувств в работу.

4 когнитивных стиля мышления

Когда полушария не главное

Приоритетчики

Плановики

Их суперсила: организованность, ответственность, аккуратность, скрупулезность и продуктивность.

Они отлично справляются с большими массивами данных и составляют подробные алгоритмы на пути к цели. Любят планы и ещё больше — придерживаться их. На рабочем столе всё разложено по полочкам / цветам / темам. Характерная деталь — записные книги или электронные планеры. Словом, всё практично, ничего лишнего.

Плановики не переваривают: неорганизованность, незавершённые задачи, опечатки и ошибки, нарушение сроков.

Их суперсила: экспрессия, эмоциональность, умение убеждать и учить других, эмпатия.

У организаторов особый талант налаживать отношения с людьми. Они часто руководствуются внутренним чутьём, и оно их не подводит. Организаторы искренне наслаждаются общением — и ценят личное взаимодействие превыше всего. В работе их интересуют прежде всего люди — как сотрудники, так и клиенты. Своё рабочее место они нередко украшают фотографиями, картинками, какими-нибудь милыми безделушками и т. д.

Они не переваривают: отсутствие человеческого контакта, голые факты и цифры, назидания.
Их суперсила: интуитивное, глобальное мышление, синтез несовместимого, инновации и креатив.

Они охватывают взглядом глобальную картину и могут держать в поле зрения сразу несколько проектов. Творчески подходят к решению проблем: их мысли как бы парят над стандартностью. Ставят знак равенства между «обычно» и «скучно». Рабочее место визуализатора — это эстетика и катализатор их вдохновения: вокруг них часто обнаруживается коллекция оригинальных вещиц. Если на его столе беспорядок, то самый что ни на есть творческий.

Они не переваривают: рутину, медлительность, жёсткие рамки, отсутствие гибкого подхода, перегруженность цифрами.

Организаторы

Визуализаторы

Извлекаем пользу из теории

  1. Эффективно настроить свой способ ведения дел и планирования — и больше не наступать на горло собственной песне, максимально реализовав заложенный в вас потенциал.
  2. Подобрать индивидуальный подход к каждому сотруднику, выявив его сильные стороны и позволив ему раскрыть свои таланты.
  3. Преодолеть недопонимание между людьми с прямо противоположными полюсами восприятия, подружив их стили мышления. Когда в компании видят и ценят уникальность каждого сотрудника — теплеет и сам климат в команде.
  4. Настроить общий рабочий процесс и маркетинговые кампании с учётом всех четырёх стилей мышления. Это расширит вашу зону влияния, и у вас появится больше точек соприкосновения с людьми разного типа.
Теории содержат ключи к практическому применению. Определив когнитивный стиль мышления, можно:

Главное — правильно распознать стиль мышления. А дальше вы поймете, в чём сильные стороны, а где — слепые зоны того или иного типа людей (и простите их за это), и сможете адаптировать рабочий процесс к любому из способов мышления.
Как? Давайте выяснять. Для начала — на вашем примере. Вы уже определили свой тип мышления?

Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмме. Не пропускайте наши образовательные статьи Ход Матрёшкой

Подписаться на рассылку:

Итак, ваши друзья — таймеры и будильники. Ваш главный инструмент — чёткое понимание, что действительно важно, а что можно проигнорировать. Избавьтесь от всего, что отвлекает вас от насущных задач и мешает вашему обзору. Сфокусируйтесь на главном — и идите к цели напролом.

Вас слишком часто отвлекают? Обозначьте чёткое время, когда дверь в ваш кабинет закрыта, а вы полностью предоставлены работе. И чёткое время, когда вы не загружены и открыты для взаимодействия. Можно пойти ещё дальше и поделить рабочее время на небольшие фиксированные отрезки для выполнения разных задач.

Вы как никто умеете следовать намеченной тактике, работать много и долго без перерыва. Но постарайтесь не перетруждаться, не забывайте отдыхать и восполнять энергию.

На что вам стоит обратить внимание

Бросая все силы на достижение цели, вы можете упустить из вида детальную проработку маршрута к ней, а также эмоциональный градус своих коллег. Поэтому полезно иногда нажимать на паузу, чтобы оглянуться по сторонам и оценить обстановку.

Советы для приоритетчиков

Графики, планы, последовательность действий, возможность вычёркивать сделанные дела — всё это доставляет вам истинное наслаждение. Закупитесь планерами, стикерами, ручками и маркерами в магазине канцтоваров, введите удобную для вас систему планирования, и пусть индивидуально настроенный тайм-менеджмент станет частью вашей жизни. Это и есть ключ к вашей эффективности.

Вам будет куда проще справляться с ворохом дел, если вы поделите своё время, как пирог, на периоды для решения тех или иных задач. В отличие от приоретчика, вам не стоит привязывать их к конкретным часам и минутам: достаточно набросать более-менее общий план.

На что вам стоит обратить внимание

Порой вы чересчур увлекаетесь деталями и пунктами своего плана. Полностью отдаваясь поставленным микроцелям, вы можете забыть о людях вокруг и очнуться, когда коллектив уже волком смотрит в вашу сторону — особенно если ваше желание всё организовывать перекрыло доступ их творчеству, спонтанности и вдохновению. Поэтому хотя бы иногда сканируйте обстановку и отпускайте вожжи.

Советы для плановиков

Групповые проекты, общение с коллегами, эмоции, душевность — всё это нужно вам как воздух. Если работа превращается в унылую рутину, вам достаточно с кем-нибудь пообщаться или разбавить будни музыкой, чтобы вернуть себе приятное расположение духа.

Люди тянутся к вам, новые сообщения постоянно атакуют ваш телефон, поэтому вам нужно научиться контролировать этот нескончаемый поток. Лучший способ сконцентрироваться на задаче — отвести для общения отдельное время, отделив её от работы. И просто выключить звук мессенджеров и соцсетей.

Используйте свободное время для поддержания отношений с родными, друзьями, коллегами и клиентами. Качественное общение только наполняет вас энергией, а ваши чутьё и интуиция подсказывают кратчайший путь к сердцу собеседника.

На что вам стоит обратить внимание

Иногда вы чересчур фокусируетесь на людях, забывая об анализе и стоящих перед вами целях. Не переоценивайте своё время: оно ограничено, и иногда нужно минимизировать общение, чтобы завершить какое-то дело и не упустить важные детали.

Советы для организаторов

Спонтанность и разнообразие — это про вас. Используйте каждую крупицу возможности, чтобы разбавить креативом палитру будней. Ищите вдохновение в мелочах, выполняйте скучные обязанности в игровой форме или чередуя их со своими увлечениями. Чем свободнее и непредсказуемее ваш график, тем эффективнее вы работаете.

Чтобы поддерживать свой запал и энергетический тонус на высоте, вам жизненно необходимы перемены и свежие впечатления: новые проекты, возможности и способы решения. Строгие временные рамки вас только угнетают, свобода — дарит крылья и открывает творческие шлюзы. Поэтому боритесь с серостью и рутиной яркими красками. И помните: вашим парусам нужен ветер вдохновения.

На что вам стоит обратить внимание

Вы идёте вперёд гигантскими шагами, часто пропуская детали и промежуточные этапы на пути к цели. Вы просто не можете долго топтаться на одном месте. Но всё же в погоне за большим и прекрасным будущим не забывайте заполнять конкретикой свой маршрут к цели. Иначе эти идеи могут увязнуть ещё на старте, а вас обвинят в их нереалистичности.

Советы для визуализаторов

По понятным причинам наша статья — лишь верхушка айсберга этой методики. Ещё 300 с лишним страниц практических советов ждут вас в книге Карсон Тейт «Работай легко».

Но чтобы не оставлять вас наедине с теорией (и вопросом «А что делать дальше?») — мы расспросили Юлию Леонову, нашего специалиста и куратора курса по найму, человека, который всегда следит за атмосферой в команде, — а как это работает в нашей компании?

Переходим к практике

Интервью с нашим специалистом

— Как понимание типов мышления помогает сотрудникам лучше работать?

— Проиллюстрирую на примере нашего отдела продаж. Все менеджеры разные. И у каждого — свои фишки, которые помогают им достигать своих целей. Но при этом в компании есть определённые правила, которым должен следовать любой сотрудник — независимо от своего типа мышления.

Допустим, в нашем отделе продаж менеджеры каждое утро выписывают на доске, какая сумма должна прийти им сегодня и что они планируют получить на этой неделе. Своего рода визуализация. Плюс, когда приходит оплата, нужно отметиться, показав это соответствующим образом. Если пришла крупная сумма — ударить в гонг. Это ряд правил, которых придерживаются все. Но при этом никто не запрещает менеджеру использовать свои фишки.

Например, для нашего менеджера Яны важно полное погружение в работу. Когда она целиком и полностью в своих задачах, её продуктивность и эффективность в разы выше. Да, она знает, что у неё по «стопятьсот» дел ежедневно. Но это помогает ей добиваться успеха. Стоит ей разгрести все свои задачи и остаться наедине с вопросом «А что мне делать дальше?» — всё, она в тупике. Она не понимает, чем ей заниматься на работе, как достигать своих целей и т. д.

Поэтому когда я вижу, что у этой сотрудницы ещё гора дел, которые продолжают накапливаться — я спокойна за неё. Потому что знаю, так будет только лучше для неё, так она будет работать ещё эффективнее.

И каждый день мы с ней договариваемся: «Ян, на завтра напиши себе список дел, которыми будешь заниматься. Чтобы ты пришла на работу, и он уже был у тебя перед глазами». В общем, загруженность — то, что ей действительно помогает.

— А как ещё можно «усилить» своих сотрудников?

— У нас в компании есть правила обработки любой входящей заявки. И как-то раз один из менеджеров обратился с вопросом: «А можно я вот эти этапы поменяю местами? У меня так лучше работает». Почему бы и нет! Все разные, и если что-то для кого-то работает иначе, не нужно это пресекать. Так вы рискуете потеряете сотрудника, способного показывать высокий результат.

Поэтому нет ничего страшного, если человек хочет делать что-то помимо установленных правил. Пусть делает. Конечно, если это им не противоречит.

— Как подружить людей с разными типами мышления между собой?

— Пример из практики: как подружить менеджера Яну, которая любит загруженность и зарывается в дела с головой и… какого-нибудь менеджера Васю, которому иногда нужно отстраниться и поболтать 15 минут?

Всё очень просто. Когда люди только устраиваются на работу, мы заранее предупреждаем их, что у нас есть определённый распорядок дня. В рабочее время мы работаем, в свободное время мы можем общаться.

И если Вася пытается подойти к Яне, с головой погруженной в свои дела, ей достаточно сказать: «Слушай, ещё рабочее время. Мне сейчас не до тебя, давай попозже». И всё. И никаких обид и претензий из серии «Ты меня проигнорировала». Потому что все знают правила: в рабочее время — работа, а дальше перерыв, во время которого можно и поговорить


Если помните, янин подход к задачам характерен для приоритетчиков. Загруженность — их сильная сторона, и составление чётких планов помогает им быстрее достигать своих целей.

Вывод?

Очевиден: уважение и внимание к разным способам мышления — это кладезь возможностей для бизнеса. Распознав сильные стороны сотрудников, можно сложить более эффективный пазл команды, где каждый — ценен.

И это работает не только внутри компании: аудитория тоже оценит, если ваши маркетинговые стратегии будут учитывать особенности всех типов мышления.

Поэтому дерзайте, а мы — команда Матрёшки — будем стараться и дальше вдохновлять вас на новые идеи.

Ярких вам будней!

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить
В рассылке «Ход Матрёшкой» собраны лучшие темы бизнес-креативной индустрии