Блог Матрёшки

Как объяснить сотруднику, что его заменит telegram-бот?

Наем

Как объяснить сотруднику, что его заменит telegram-бот?

И как создать такого бота

Такие процессы обязательно приводят к резкому увеличению нагрузки на эйчаров и рекрутеров. И хорошо, если у вас есть для этого целые отделы или подразделения, готовые распределить эту нагрузку между сотрудниками.
Но что делать, если за подбор персонала у вас отвечает всего один человек или того хуже, вы занимаетесь этим самостоятельно? Набирать новых сотрудников, ради новых сотрудников? Просить выходить на работу по выходным? Сегодня Telegram дает вам возможность автоматизировать этот процесс с помощью ботов, потратив на их освоение всего пару дней.

Бот и правда заменит сотрудника?

Разговоры о том, что роботы заменят людей на рабочих местах для бизнеса не в новинку. И если с саперами или работниками складов все более-менее понятно, то в сферах, где человеческое общение и эмпатия играют ключевую роль, все не столь очевидно.
Сюда же относятся и направления, связанные с подбором персонала. Конечно, полностью заменить профессионального менеджера, который с первых строчек резюме может определить компетенции кандидата (пока) не выйдет, но вот разгрузить его от ручного перебора сотен резюме и проверки бесконечных тестовых заданий можно.
Более того, использование бота для отбора новых сотрудников позволяет отказаться от найма дополнительных менеджеров и дает новый и мощный инструмент в руки уже действующих специалистов.
Такой расклад может сильно встревожить вашего HR-специалиста и посеять в нем страх и уверенность, что его буквально заменяют машиной. Это не так.
❌ Неправильно: сказать сотруднику, что часть его функций теперь будет выполнять робот.
✅ Правильно: объяснить, что бот – это не замена, а лишь инструмент, который позволит специалисту разгрузиться от рутины и сосредоточиться на более важных делах.
🎉 Идеально: спросить ваших сотрудников, какие бы задачи они хотели автоматизировать и создать бота в сотрудничестве с ними.
Боты – это не программирование

Уже трудно поверить, но первая версия платформы для создания ботов в Telegram появилась в далеком 2015 году. Это тогда же, когда Россия выпустила свои первые карты «Мир», а SpaceX научилась сажать обратно на землю свои ракеты-носители.

В первые месяцы интерес бизнеса к Telegram Bot API был точечным и избирательным. Боты стойко ассоциировались со сложным и дорогим процессом разработки, и далеко не каждая компания представляла, какие именно задачи можно решить автоответчиком, в тогда еще совсем молодом мессенджере.

Опасения были обоснованы. Для создания первых и самых простых ботов было необходимо привлекать сторонних разработчиков, работающих и программирующих на языке Python. И несмотря на относительную простоту языка, затея выглядела как минимум странной.

С тех пор прошло более семи лет, и сегодня для создания бота вам не нужно знать ни программирования, ни каких-либо других специфических знаний. В сети существуют десятки простых конструкторов, в которых вы сможете собрать своего электронного помощника всего за 20 минут, заплатив при этом от 400 до 10 000 рублей, в зависимости от сложности реализации.

❌ Неправильно: считать, что создание бота – это сложный процесс, требующий от вас навыков программирования.

✅ Правильно: попробовать подключить к вашему каналу уже существующие боты и разобраться в принципах работы с ними.

🎉 Идеально: изучить существующие конструкторы и попробовать создать простого бота-автоответчика или несложное меню с описанием открытых вакансий.
Примеров для использования ботов в работе HR – масса. Их применение ограничено лишь вашей фантазией и широтой взгляда на автоматизацию процессов. Вы можете ограничиться автоответчиком, который вышлет потенциальному кандидату тестовое задание, а может быть, вы создадите целого экскурсовода по ценностям вашей организации, который автоматизирует прием резюме и сможет отсеивать их по заданным параметрам?
Присмотритесь к этим направлениям и, возможно, у вас появятся идеи по применению их в своей компании.
  • Размещение информации об открытых вакансиях. Это отличная альтернатива страничке на сайте, а также возможность для уже действующих сотрудников быть в курсе движений внутри компании.
  • Анкетирование. Поможет собрать первичные данные о кандидатах, пропустить их через установленные фильтры и выслать по итогам тестовое задание.
  • Тестирование. Проверьте первичные компетенции кандидатов и дайте им возможность понять, с чем им предстоит работать.
  • Информация о компании. Красивый и удобный FAQ, содержащий ответы про политику компании, ее миссию и внутреннее устройство.
  • Обучение. Организуйте обучение новых сотрудников внутри бота. Пускай им постепенно или по запросу приходят необходимые документы, ссылки и статьи.
❌ Неправильно: постараться одним днем автоматизировать все процессы и быстро упустить все из рук.
✅ Правильно: подключать ботов по одному, давая возможность сотрудникам привыкнуть к работе с ними.
🎉 Идеально: при подключении ботов отслеживать статистику, проводить аналитику и консультироваться со своими специалистами, чтобы сделать процесс автоматизации приятным и полезным.
И главное – пускай боты приносят пользу, а не становятся лишней стеной между вами, сотрудниками и кандидатами!
Петр Ткачев
Автор и редактор в проекте «Ход матрёшки»